Ссылки

Мероприятия

Семинар с элементами тренинга "Кризис трех лет или как устанавливать запреты" (для родителей младших групп)

Дата проведения: с 06.10.2021 по 06.10.2021 - прошло
Место проведения: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 7"
Организатор: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 7"
311 Бесплатно

Консультативный центр
Консультация для родителей
ЦЕЛЬ: - актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
Задачи:
Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Участники: родители, воспитатели, старший воспитатель и педагог – дефектолог,психолог.
Ход семинара-тренинга
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на семинаре-тренинге посвященного актуальной теме, но в первую очередь нам нужно познакомиться.
1. Упражнение – приветствие «Меня зовут…, а дома меня зовут …».
Цель: установление контакта, формирование положительного настроя.
- Послушайте, пожалуйста:
Малыш 2,2-3 лет:
Мама, дай машинку (куклу)! Мама дает со словами:
- Возьми, сынок (доченька).
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку (куклу)!
Мама забирает игрушку.
Малыш гневно:
- Дай машинку (куклу)!!! А-а-а!!!
Как знакома нам эта ситуация, не правда ли? Что же происходит? Наш любимый малыш меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.
Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось.
Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам.
А как обижается, когда пресекают его шалости...
То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить...
И так тема нашей сегодняшней встречи: "Кризис 3-х лет".
2. Мини- лекция
В жизни каждой семьи наступает период, когда ребенок, еще совсем недавно послушно выполнявший свои нехитрые «обязанности», внезапно начинает активно капризничать, проявлять недовольство, требовать невозможного, в общем, из славной лапочки превращается в «нехочуху» и «вредину». Это типичные признаки «кризиса 3-х лет», рамки которого очень размыты. Кризис может начать проявляться с 2,5 и протекать до 4 лет, в зависимости от физиологических и психологических особенностей ребенка, а также от атмосферы и стиля общения выработанного в семье.
Чтобы понять, как правильно действовать в период кризиса, нужно разобраться в его причинах. У каждого живого существа есть своя программа — каждая пчела «знает», куда ей лететь за пыльцой, точно прокладывает маршрут, и с такой же точностью возвращается обратно. Никто ее этому не учил, это заложено в ее природе. Так же и человек в ходе своего развития призван пройти ряд запрограммированных природой ступеней взросления.
Мы не удивляемся тому, как из двух клеточек зарождается жизнь, появляется человечек, — ведь кто-то этот механизм запускает и раскручивает, причем очень точно и правильно. Но почему-то нас огорчает и настораживает кризис, а ведь он тоже входит в эту программу как необходимый и естественный процесс.
За внешне негативной формой кризиса стоит более чем позитивное содержание, — самоутверждения себя в этом мире. Если до 2 лет ребенок говорил о себе в третьем лице, то сейчас начинается — «Я», «Я хочу», «Я не хочу!». Это значит, что ребенок начал осознавать себя как личность, как отдельную часть мироздания и стремится сообщить об этом всему миру. А так как его мир — это мама с папой, то на нас и выпадает основной удар, на нас он тренируется, отрабатывает силы.
Мы можем воспринимать его капризы, требования, топанье ногами и визг как негатив, но нужно понять, что ребенок и сам не осознает того, что с ним происходит. Он не намеренно «действует на нервы», он просто пытается донести до нас эту программу своим, доступным ему, языком. Если в младенчестве он заявлял о своих потребностях только криком (и мы же старались его понимать, не наказывали), то сейчас его язык принял другую форму. Просто эта форма самовыражения не укладывается в наши привычные рамки. Не стоит реагировать на капризы негативно. В такие моменты смотрите на ребенка с пониманием и участием, помните — ребенок переживает период роста. Смотрите на него с внутренним ощущением гордости и с хорошим настроем —
«Я горжусь, что мой ребенок растет, развивается и так уверенно заявляет о себе. Моя задача, как грамотной мамы, не подавить, а помочь ему выработать сильные качества, направив их в нужное русло, чтоб они не сильно мешали окружающим и мне самой».
Осознав это, вы перестанете воспринимать кризис как нечто неестественное, что нужно устранить или подавить. Вы примете его как данность, как неизбежный момент взросления, полезный и нужный вашему ребенку для дальнейшего развития. А теперь подробнее...
Семь симптомов кризиса
Кризис трех лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Рассмотрим эти симптомы более подробно.
Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
Своеволие — стремление ребенка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребенком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребенок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребенка. Необходимо учитывать то, что ребенок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребенка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
Обесценивание — в глазах ребенка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
Деспотизм — ребенок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще мальчиков.
- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!
-Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стоны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».
Огромное значение для наших детей (как и для взрослых) имеют цвет, внешний вид приготовленного блюда, сервировка стола (красивые тарелки, салфетки, скатерть). Если дети сами участвуют в сервировке тола, привлекаются к оформлению блюд, настроение во время еды будет хорошим.
Важно, чтобы родители соблюдали распорядок дня: чаще бывали на свежем воздухе, играли в подвижные игры, приобщались к спорту и труду. При соблюдении интервалов между приемами пищи, у ребенка возникает чувство голода, усиливается выделение желудочного сока. Вот и появляется долгожданный аппетит!
Родителям полезно устраивать сюрпризные дни: день блюд из рыбы - рыбный день, в день «витаминок» - дети сами готовят салаты, в день узбекской кухни – ужин не за столом, как обычно, а на полу. В такие дни даже «нелюбимое» блюдо станет желанным и вкусным. Или, под тарелку с едой спрятана записка, следуя которой ребенок узнает, чем они будут заниматься с мамой после еды. А записку можно достать только тогда, когда пустая тарелка относится к мойке. Каждая задумка должна приносить ребенку только положительные эмоции.
Итак, закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослые должны набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго, на основе использования игрового метода. Малыши так быстро вырастают. А воспоминания и привычки остаются на всю жизнь.
Практические советы
«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества : ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Что могут сделать родители:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»
При неблагоприятном течении кризиса может наблюдаться целый спектр невротических реакций: нарушение сна, аппетита, страхи, энурез, плаксивость, агрессвность и др.
Причин осложняющих кризис, обычно несколько: общий ненормативный неврологический статус ребенка, напряженная обстановка в семье, появление в жизни ребенка дошкольного учреждения, появление в семье брата или сестры, неверное поведение родителей и воспитателей.
5. Упражнение «Установи запрет правильно!»
Сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос: «Что у вас в семье можно ребенку, а что нельзя?»
Упражнение выполняется в форме мозгового штурма.
Например: книжки рвать нельзя, а старые журналы можно.
Родителям предлагаются образцы поведения, отпечатанные заранее. Задача – грамотно установить запрет:
ребенок надевает на голову кастрюлю…
размазывает пластилин по ковру…
стучит лопаткой по машинам на улице…
вываливает одежду из шкафа…
режет ножницами шторы…
берет в руки кухонный нож..
ест зубную пасту…
прыгает со стола
рисует маркером на столе…
ключом царапает полированную мебель…
Информация «Правила жизни ребёнка».
Цель: выделение основных принципов организации жизни ребёнка.
Каждый участник на листе бумаги чертит круг и делит его на 4 части, которые закрашивает разным цветом. В одной пишет «Я разрешаю ребёнку…», во второй – «Я запрещаю ребенку…», в третьей – «Я разрешаю, но ставлю условия…», в четвертой – «Я не разрешаю, но иногда уступаю…», затем дописывает предложение, анализирует, что доминирует во взаимоотношениях с ребенком: запреты, ограничения, уступки, вседозволенность, разумность и т.д. После выполнения упражнения даётся информация о правилах, которые помогут родителям найти «золотую» середину при воспитании детей.
Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть в жизни каждого ребёнка обязательно.
Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие потребностями ребёнка.
Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованы между взрослыми.
Требование, запрет нужно выразить тоном скорее дружественным, разъяснительным, чем повелительным.
Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
6. Упражнение «Зонтик»
Цель: дать возможность участникам поразмышлять над проблемой установления запретов, их целесообразностью и формой предъявления. Расширить представления участников о вариативности способов общения с ребенком.
Инструкция: дается задание составить список необходимых, обоснованных и целесообразных для соблюдения детьми (в семье, детском саду) правил поведения. Список правил оформляется в виде «Зонтика правил».
НЕГАТИВНЫЕ ФОРМЫ НАКАЗАНИЯ – физические наказания, крики, лишение общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство, лишают доверия к взрослому, заставляют почувствовать себя нелюбимым и в конечном итоге могут стать источником невротических реакций.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ выходы из ситуации – использование таких методов:
- стараться объяснить, уговорить;
- переключить внимание;
- использовать игровые приемы;
- не обращать на капризы ребенка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение на вас не оказывает влияния.
Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, так как ребенок:
-не испытывает унижения, обиды, страха, не теряет контакта со взрослым;
- получает положительные образцы действий
- проявляет собственную инициативу;
- сохраняет положительное самоощущение и пр.
7. Упражнение «Полная чаша»
Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток), напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.





















К списку
Создано: 07.10.2021 11:55:05   |   Изменено: 07.10.2021 11:56:09
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Акция "Подарок ветеранам"
Фотографии